Загальні положення інклюзивної освіти як сучасного соціально-педагогічного феномену та підґрунтя

Ірина Когут, Вікторія Маринич, Катерина Чебанова

Анотація


Проанализированы литературные источники отечественных и зарубежных авторов, изучены документы международных организаций. В ходе исследования выделены основные подходы к организации образования детей с инвалидностью: инклюзия и интеграция; определено содержание понятий «инклюзивное образование» и «интеграция людей с инвалидностью»; выявлены преимущества инклюзивного обучения лиц с инвалидностью; продемонстрирована взаимосвязь между этапами и стадиями социальной интеграции лиц с инвалидностью; проанализированы международное законодательство, которое формирует политику в области инклюзивного образования, и рекомендации для правительств разных стран, направленные на содействие развитию инклюзивного образования; определена роль физической культуры и спорта в социализации людей с инвалидностью.


Ключові слова


спортсмен с инвалидностью; интеграция; социализация; инклюзия; инклюзивный подход; инклюзивное образование

Повний текст:

PDF

Посилання


Berger P. Social constructing reality. Тreatise on knowledge sociology / P. Berger, Т. Lukman. – Мoscow: Меdium, 1995. – 323 p.

Bliznyuk О. А. Formation of “inclusive education” notion in foreign pedagogics within the context of inclusion development / О. А. Bliznyuk // Pedagogika. Voprosy teoriyi i praktiki. – 2016. – N 4. – P. 20–24.

Borshchevska L. V. For assistance of parents with disabled children / L. V. Borshchevska, L. V. Ziborova, І. B. Іvanova // Кyiv: Ukrainskyi instytut sotsialnykh doslidzhen. – 1999. – Vol. 268. – P. 6.

Коhut І. Social integration of disabled persons and the role of adaptive physical culture in its realization / І. Коhut // Теоriia і metodyka fi z. vykhovannia і sportu. – 2014. – N 4. – P. 58–66.

Коlupayeva А. А. Іnclusive education: reality and prospects: monograph / А. А. Коlupayeva. – Кyiv: Sammitknyha, 2009. – 272 p.

Conference of UNESCO, dedicated to education // United Nations Organization –Access mode: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/decl_education.shtml

Poluliashchenko I. М. Іntegration of persons with restricted psychophysical capacities in socium as a result of sociocultural rehabilitation process / I. М. Poluliashchenko // Naukovyi chasopys NPU imeni М. P. Dragomanova. Seria 19. – 2011. – N 17. – P. 200–202.

Saitgaliyeva G. G. Social environment formation for realization of individual life trajectory of disabled persons in modern society / G. G. Saitgaliyeva // Zdorovye i obrazovaniye v XXI veke. – 2016. – Vol. 18, N 3. – P. 21.

Standard rules for provision equal rights to disabled // United Nations Organization – Access mode: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled_ch3.shtml

Shevchenko А. I. Social integration of disabled persons as an object of socio-philosophic analysis / А. I. Shevchenko // Оbshchestvo i pravo. – 2011. – N 5. – P. 281–285.

Anns G. Origin of global movement for disabled persons’ rights / G. Anns, Y. Frick // Dvizheniye za prava invalidov: mezhdunarodnyi opyt / translated from English. – Stavropol, 2004. – P. 21.

Fine M. Disability beyond stigma: Social interaction, discrimination, and activism / M. Fine, A. Asch // Journal of social issues. – 1988. – Vol. 44, N 1. – P. 3–21.

Goffman E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity / E. Goffman. – Simon and Schuster, 2009. – 147 р.

Organisation for Economic Cooperation and Development // Education – Access mode: http://www.oecd. org/std/

Thomas S. An overview of social role valorization / S. Thomas, W. Wolfensberger // A quarter-century of normalization and social role valorization: Evolution and impact. – 1999. – Р. 125–157.


Пристатейна бібліографія ГОСТ


Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. – М.: Медиум, 1995. – 323 с.

Близнюк О. А. Формирование понятия «инклюзивное образование» в зарубежной педагогике в контексте развития инклюзии / О. А. Близнюк // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2016. – No 4. – С. 20–24.

Борщевська Л. В. На допомогу батькам, що мають дітей з особливими потребами / Л. В. Борщевська, Л. В. Зіборова, І. Б. Іванова // К.: Укр. ін-т соц. досліджень. – 1999. – Т. 268. – С. 6.

Когут І. Соціальна інтеграція осіб із інвалідністю та роль адаптивної фізичної культури в її реалізації / І. Когут // Теорія і методика фіз. виховання і спорту. – 2014. – No 4. – С. 58–66.

Колупаєва А. А. Інклюзивна освіта: реалії та перспективи: монографія / А. А. Колупаєва. – К.: Самміткнига, 2009. – 272 с.

Конференции ЮНЕСКО, посвященные образованию // Организация Объединенных Наций. – Режим доступу: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/decl_education.shtml (Дата звертання: 20.03.17)

Полулященко Ю. М. Інтеграція осіб з обмеженими психофізичними можливостями в соціум як результат реалізації соціокультурного реабілітаційного процесу / Ю. М. Полулященко // Наук. часоп. НПУ імені М. П. Драгоманова. Серія 19: Корекційна педагогіка та спеціальна психологія. – 2011. – No 17. – С. 200–202.

Саитгалиева Г. Г. Формирование социльной среды для реализации индивидуальной жизненной траектории людей с инвалидностью в современном обществе / Г. Г. Саитгалиева // Здоровье и образование в XXI веке. – 2016. – Т. 18, No 3. – С. 21.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов // Организация Объединенных Наций. – Режим доступу: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled_ ch3.shtml (Дата звертання: 20.03.17)

Шевченко А. И. Социальная интеграция людей с ограниченными возможностями как объект социально-философского анализа / А. И. Шевченко // Общество и право. – 2011. – No 5. – С. 281–285.

Эннс Г. Возникновение глобального движения за права инвалидов / Г. Эннс, Ю. Фрик // Движение за права инвалидов: международный опыт; пер. с англ. – Ставрополь, 2004. – С. 21.

Fine M. Disability beyond stigma: Social interaction, discrimination, and activism / M. Fine, A. Asch // Journal of social issues. – 1988. – Т. 44, No 1. – С. 3–21.

Goffman E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity / E. Goffman. – Simon and Schuster, 2009. – 147 р.

Organisation for Economic Cooperation and Development // Education. – Режим доступу: http://www. oecd.org/std/ /(Дата звертання: 20.03.17)

Thomas S. An overview of social role valorization / S. Thomas, W. Wolfensberger //A quarter-century of normalization and social role valorization: Evolution and impact. – 1999. – Р. 125–157.



Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.


Creative Commons License
Ця робота ліцензована Creative Commons Attribution 4.0 International License.

ISSN: 1992-7908 (друк);

ISSN: 1992-9331 (інтернет);